Мир иностранных языков / «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Вот такое есть у нас в Витебске))))))) 

Автор статьи: Т.Л. Велюгина, учитель истории и обществоведения ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска», кандидат философских наук, и МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА

Важнейший этап в формировании у человека нравственных ценностей и познавательной активности приходится на детские и ранние юношеские годы. Именно дети, с наивной простотой и непосредственностью  начинают задавать вопросы, которые взрослые затрудняются выразить в силу многих культурных стереотипов. Детские вопросы часто носят характер  «смысложизненных».  Они касаются вопросов жизни и смерти, природы добра и зла, соотношения себя с окружающим миром, природой и космосом, с другими людьми. Им интересны также вопросы о  возможностях и способах познания мира, о перспективах  развития. От того, какие ответы получат дети на свои философские вопросы и как они будут интегрированы в его внутреннем мире, во многом зависит  направление  их будущего развития,  принципы познания и восприятия ими мира и самих себя. Современным детям с раннего возраста нужна нравственная опора, направленное видение мира.
 В современной педагогической практике уже накоплен  многосторонний  опыт преподавания философии для детей. М. Липман предполагает облечение философских вопросов в литературную форму, адаптированную для самого разного детского возраста. Он создает сам сказочные повести и рассказы, заставляя своих героев решать и философские задачи, обостряет проблемы, которые пытаются решить дети вместе с учителем или с родителями дома.
 К сожалению, в нашей стране, опыт преподавания философии в школе не получил широкого распространения. На основе  многолетнего  опыта преподавания философии в качестве факультативного курса и использования различных методик и форм автор утверждает, что они сводятся к пониманию главного смысла  - необходимости   научить детей  умениям высшего типа - рассуждать разумно с помощью философских инструментов. Это значит рассуждать аргументированно, логично, критично, творчески, контекстуально и диалогично.  Эти навыки  могут стать мировоззренческой основой разумного и  ответственного поведения человека в обществе.
Главные принципы программы таковы: 1) обучение философствованию, а не информации о философии; 2) проблемная подача философского знания; 3) превращение группы в сообщество исследователей и организация урока по принципу сократического диалога; 4) предоставление детям вместо учебников философски нагруженных повестей, мудрых притч и сказок.
 Планируемый результат предполагает обретение навыков разумного мышления и поведения. Интегральная методика  работает, как минимум, в двух  основных направлениях: 
·развитие  познавательного и исследовательского начала, выражающегося в умении распознать проблемную ситуацию, способности увидеть противоречия в полученной информации, избегать обобщений на основе единичных фактов, осознавать риски при работе с гипотезами, использовать элементарные приемы фактического аргументированного подтверждения, распознавать слабые и сильные аргументы, уметь определять смысл понятий, приводить примеры, уметь работать с причинно-следственными отношениями,не допускать некорректных обобщений и т.п,
·развитие мировоззренческой сферы в плане  выведения на теоретический уровень обобщения практических проблем, выработка умения работать в коллективе и рассматривать свое «Я» со стороны, слушать другого и осваивать навыки диалогического общения, отстаивать собственное мнение и уважать мнение собеседника, критиковать мнения других людей и выслушивать критику в свой адрес, признавать ошибки и корректировать их, отстаивать принципы и находить компромиссные решения. В нравственном отношении, она учит искусству жить, искусству переживать, формирует экзистенциальную сферу, формирует духовный мир человека, его ценности.
Роль учителя имеет принципиально важное значение в преподавании философии. Здесь он не может  быть ни экспертом, ни судьей, ни одним их учеников. Учитель – организатор коллективного размышления.
Таким образом, стимулируя  природную любознательность детей, философия может  одновременно развить их интеллектуальный и нравственный потенциал, обучая их навыкам разумного рассуждения, что сделает их жизнь осмысленной и интересной, а жизнь общества более  богатой -- духовно и интеллектуально.


Завтра в более лёгкой форме и на примерах)))))))))))

Любите детей и родителей)))))))))))


 
  • GuVera, 09.06.2016 21:46 #

    Интересно!
    ответить на комментарий
    • VeniVidiVici, 10.06.2016 09:14 #

      Спасибо)) я конечно понимаю, что может слишком научно написано, сегодня Томочка обещала с примерами)))
      ответить на комментарий
      • GuVera, 10.06.2016 11:21 #

        Будем ждать примеры Томочки!) А насчет "слишком научно" не переживайте, всё нормуль. Кстати, я преподаватель социально-политических дисциплин по одному из образований, так что темы философии и нравственности - тоже моя "стихия" ))))
        ответить на комментарий
Ответить автору поста
VeniVidiVici
12 постов
Последние комментарии
Marleniken
Marleniken
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}