Мир иностранных языков / Наши дети!

Вот Томочка подготовила с примерами...

Словосочетание «философствование с детьми может показаться удивительным и противоречивым. Мы не ассоциируем понятие «философия» с повседневной жизнью. Мы слишком погружены в водоворот повседневной жизни, спешим на работу, встретиться со знакомыми, успеть множество дел……Мы часто не находим времени остановиться и задать себе самые простые вопросы о том, кто мы такие, почему мы поступаем именно так а не иначе, чем мы отличаемся от других людей, куда мы спешим ???Тем более мы не находим времени для детей. Почему? Почему в большинстве случаев мы считаем, что забота о физическом благополучии ребенка важнее заботы о его психическом благополучии ? Почему нам так сложно воспринимать нашего ребенка как самостоятельно мыслящее существо, а не только как то, что принадлежит нам?
 Но в жизни зрелого родителя наступает момент ,когда он начинает задумываться о том , как учить ребенка, как привить ему определенные ценности , как найти ответы на его многочисленные вопросы , и вообще, как себя с ним вести.  Дети – прирожденные философы-почемучки. Самые разнообразные вопросы проникают в их разум. Любопытство и изумление – ценнейшие качества детского разума, его движущая сила. Но, как и все остальное в человеческой природе, эти качества могут быть приглушены или, напротив, подпитываться грамотными навыками разумного размышления и осознания.
  Здесь нам хотелось бы предостеречь родителей от нескольких опасных факторов ,которые препятствуют развитию познавательного начала, скорее, способствуют угасанию детского вопрошания и любознательности. Первая причина – это игнорирование детского любопытства и, соответственно, задаваемых ребенком вопросов, оно может проявляться косвенно, когда взрослый просто не слушает ребенка, и в более грубой форме – родитель просит замолчать и уйти. В это время он продолжает заниматься обычными делами (разговаривать с друзьями, бежать в магазин, готовить и т д) Таким образом, родители устанавливают в сознании ребенка определенную иерархию ценностей, что первично и что вторично.  В таком случае оказывается, что удовлетворение мгновенных потребностей определенно важнее размышлений красоты и созерцания.
Другой способ загубить детское вопрошание – отвечать на вопросы, не обращая внимание на сложность ,уместность и аргументированность ответов. Это может приучить ребенка полагаться на внешний авторитет и погасить его автономность и самостоятельность. Иногда взрослыми оценивается не сам вопрос, как бесценный подарок разума, а воспринимается как нехватка чего то, некомфортная ситуация. Вопрос обладает большой познавательной и эстетической ценностью. Хорошие и глубокие вопросы не могут и не должны иметь однозначных ответов. Они могут обозначить проблему, они могут обозначить проблему, в первую очередь проанализировать ее и определить точно суть вопроса, чтобы потом порождать идеи, которые могут пролить свет на возможные пути решения.
Под обучением философии мы имеем ввиду  развитие мышления ребенка, осознание им ценности своих мыслей, особенностей своего видения мира. Приводим пример фрагмента занятия по теме : «Познание жизни :быть умным»  Предлагаются к рассмотрению следующие вопросы :
1.Какого человека, по вашему мнению можно назвать умным ? Далее выслушиваются внимательно каждый из высказанных вариантов ответов…..
2.Каких умных, хитрых персонажей вы встречали в сказках?
 3.Как вы думаете, есть ли различие в понятиях умный, мудрый, хитрый?
4. Как вы думаете, зависит ли ум и мудрость от возраста ?.... или ум зависит от опыта ?.....
Или ум зависит от способности человека учиться на собственных ошибках и на опыте других людей ?
5.Согласны ли вы, что бывают  люди, знающие много почти обо всем  в этом мире,( они могут назвать Вам точные даты событий, количество звезд в Галактиках). Иногда они знают все, что касается их профессии, все-все….. но эти люди также делают ошибки в своих поступках с другими людьми. Такое возможно ?
5. Можно ли учиться мудрости?
6. Представьте  себе, что вы учитесь в школе мудрости. Какие вы думаете, предметы должны изучаться в этой школе ?
7. Как вы думаете, почему на Руси так много храмов, посвященных Софии (Мудрости) ?
Каждый из перечисленных вопросов доступен детям и вызывает активную реакцию высказывания самых разнообразных суждений и предположений. В завершение дискуссии дети дифференцируют и значительно расширяют свое представление и понятиях ум, разум ,опыт, способность учиться , мудрость.
 На занятии по теме «Причинно-следственные связи» дети учатся различать понятия логической и причинно следственной связи. Предлагается простое упражнение « Продолжите ,пожалуйста, начатую мною фразу :Если сегодня четверг, то …………………………
 Если мне в этом году 6 лет, то…………….
 Если я буду поливать цветы, то……………….
Если на улице идет дождь, то……………….( В данном предложении акцентируется внимание детей на том, что последствия могут быть ,как минимум, двух видов; в виде природных явлений, как например, »будут лужи», а так же в виде человеческих действий «следует взять с собой зонтик».
Далее ,задание усложняется. Детям предлагается найти как можно больше последствий (позитивных и негативных),вытекающих из определенной причины: »Если я буду хорошо учиться, то………»Если я буду аккуратно складывать свои вещи, то………………»,»Если я смогу победить свою лень сегодня, то……………….». В заключение ,можно предложить пофантазировать и создать фантастические ситуации для детского воображения. « Если бы на деревьях росли деньги, то…………………………………». «Если бы звезды были сделаны из шоколада, то…………………….». «Если бы все собаки и коты умели говорить, то……………….»…и т д Можно так же предложить детям создать маленькие рассказы или рисунки со своими фантазиями о том, как изменилось бы все вокруг, «если бы….»
 

Таким образом, вместе с подготовленным педагогом, шаг за шагом, ребенок учиться размышлять свободно, разумно, аргументированно. Привыкает к идее ценности самостоятельной мысли ,идеи свободного рассуждения .


Кстати через недельку планируем несколько бесплатных занятий с детками....приходите, будет интересно!
  • olafusion 11.06.2016 10:51 #

    Отлично
    ответить на комментарий
    • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:11 #

      Спасибо)
      ответить на комментарий
  • elina, 11.06.2016 14:56 #

    Кто на фото? и кто такая Томочка?
    ответить на комментарий
    • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:14 #

      Томочка -Велюгина Тамара Леонтьевна, самая лучшая мама в мире, кандидат философских наук, автор курса *философия для детей*, автор многих статей по философии, педагог с большим опытом работы в Гимназии №1 и в VENI VIDI VICI. На фото - ОНА. 
      ответить на комментарий
  • GuVera, 11.06.2016 16:14 #

    Замечательная идея ! Томочка прекрасна !
    ответить на комментарий
    • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:14 #

      Спасибо, очень приятно!
      ответить на комментарий
  • natchen, 11.06.2016 16:18 #

    спасибо, а у меня вопрос: о каком возрасте ребенка может идти речь?
    ответить на комментарий
    • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:20 #

      Программа может быть адаптирована для детей начиная с 6 лет
      ответить на комментарий
      • natchen, 11.06.2016 16:22 #

        т.е. ребенок-школьник. Мне показалось, что в принципе это может быть актуальным и для детей дошкольного возраста, которые развиты и любознательны.)
        ответить на комментарий
        • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:24 #

          Да, я полностью с Вам согласна, дошкольники очень любознательны, но с ними пока не было опыта, хотя очень интересно было бы попробовать
          ответить на комментарий
          • natchen, 11.06.2016 16:27 #

            ага) не зря же всегда поражает рубрика "устами младенца") дошкольники как никто порой могут отвечать на вопросы, задавать свои и заставлять взрослых самих задуматься обо всем на свете:)
            ответить на комментарий
            • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:28 #

              Это правда, с детьми многому учишься и удивляешься их ответам и комментариям, а иногда и их зрелости...зрелости их ответов...)))
              ответить на комментарий
              • natchen, 11.06.2016 16:29 #

                это правда.)
                ответить на комментарий
    • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:21 #

      Но самый длительный и успешный опыт преподавания - с детьми 10-11 лет
      ответить на комментарий
      • GuVera, 11.06.2016 16:25 #

        А сколько детей в группах?
        ответить на комментарий
        • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:26 #

          Пока что, максимум 6 деток
          ответить на комментарий
          • GuVera, 11.06.2016 16:27 #

            Хорошо) я бы попробовала, если бы была в Витебске
            ответить на комментарий
            • VeniVidiVici, 11.06.2016 16:30 #

               
              ответить на комментарий
  • Zveroboy, 11.06.2016 20:40 #

    7. Как вы думаете, почему на Руси так много храмов, посвященных Софии (Мудрости) ?
      "Русь"....А ета дзе?  
    ответить на комментарий
    • VeniVidiVici, 11.06.2016 23:38 #

      "Ета дзе" - это какой язык?)))))))
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 12.06.2016 12:19 #

        Полесский диалект белорусской мовы...
        ответить на комментарий
Ответить автору поста
VeniVidiVici
12 постов
Последние комментарии
Marleniken
Marleniken
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}