Мир иностранных языков / Легкая беседа - это пустая трата времени? Small talk: большое искусство "маленькой беседы

Удачный small talk является очень важным фактором карьеры. Например, поднимаясь утром в бюро, вы сталкиваетесь в лифте с шефом. Ваши действия:
  1. Здороваетесь и ждете, пока начальник сам не начнет разговор;
  2. Пользуясь случаем, просите шефа поднять вам жалованье; 
  3. Здороваетесь и делаете замечание о погоде.      
Правильный ответ - последний в списке, потому что приветливо поговорив с шефом на нейтральную тему, вы произведете на него хорошее впечатление. Безобидное замечание о пробках на дорогах, переполненном метро или солнечном дне - это то, что надо. Однако с чего начать такой разговор, иногда не знают даже топ-менеджеры.  
 

Казалось бы, что может быть проще, чем легко и непринуждённо перекинуться парой общих фраз с коллегой или даже незнакомым человеком по пути на работу или в очереди в магазине? Но те, кто имеет подобный опыт, скажут, что дело это достаточно трудное и выглядит просто лишь на страницах книг или в фильмах. Подобная практика характерна для некоторых западных стран, но у нас не всегда воспринимается однозначно и в позитивном ключе. Тем не менее, маленькая беседа, как вступление к серьёзным переговорам и как способ поддерживать с другими постоянный контакт – ценнейший навык.
Около 70% важной информации сотрудники компании получают не во время больших совещаний, а благодаря small talk. Люди, которые легче заводят и поддерживают беседу с незнакомцами, в целом более успешны и счастливы в жизни.
Но и это не всё. Умение вести светский разговор – навык нужный не только в плане повышения личной эффективности. Во многих развитых странах small talk является неотъемлемым атрибутом любой сделки, начала общего бизнеса. Во время него люди оценивают друг друга, получают много невербальной информации, составляют краткий психологический портрет собеседника - это первые ступеньки в построении долгосрочных отношений. И в данном отношении не важно, о чём вы говорите, имеет значение сам факт начала двусторонней коммуникации. Не нужно забывать о том, что small talk - это только средство, поэтому его содержание не должно стоять на первом плане, важна общая атмосфера беседы. Во время small talk мы подсознательно анализируем осанку человека, его интонацию, общий настрой.



Оттачивая своё искусство small talk, попробуйте следовать собранным правилам. Они должны пойти на пользу вашему умению:
  1. Где бы вы ни встречались с собеседником – у вас или у него в офисе, в кафе или парке, не бойтесь заводить беседу первым. Чувствуйте себя хозяином положения, будьте активны. Каким бы занятым вы ни были – не избегайте «пустой болтовни»;
  2. Самой простой и в то же время эффективной стратегией начать разговор с незнакомым человеком является ARE:  А – Anchor – Якорь - на основе имеющейся информации вы отыскиваете точку соприкосновения, темой может служить ситуация в компании, отрасли на рынке, и всё, что связано с темой профессиональной деятельности. Но есть страны, где говорить о делах сразу не принято (например, Япония). В таком случае подойдут «стандартные» темы: погода, выход нового iPhone и т.д.;   R – Reveal – раскрытие, дальнейшее движение по теме. Если вы заговорили о тёплой весенней погоде, можно продолжать развивать тему рассуждениями о любви к загородным поездкам, отдыхе на природе, рыбалке, туризме; E – Encourage – поощрение. Не забывайте о диалоге. Поощряйте участие собеседника в разговоре, задавайте ему открытые вопросы: любит ли он/она бывать за городом, ходить в походы и т.д., внимательно слушайте ответы, в них содержатся новые якоря.
  3. Помните о невербальной части коммуникации. Старайтесь благосклонно расположить человека по отношению к себе: улыбайтесь, будьте открыты и доброжелательны, уделяйте всё внимание ему (спрячьте телефон!). Высказывайте согласие и поддержку не только на словах, но и жестами, мимикой. Но не переборщите. Не будьте слишком навязчивы, не наклоняйтесь слишком близко, не разглядывайте пристально внешность и одежду.
  4. Говорите о позитивных вещах. Не стоит начинать общение с обсуждения вчерашней аварии и огромной пробки, образовавшейся в результате. Банальное: «Какие красивые у вас туфли, где вы их купили?» – делает собеседнику комплимент и одновременно даете возможность продолжения беседы сразу в нескольких направлениях («А я вот недавно также поехал за покупками, и со мной произошло следующее…»). Разговор о заторах очень быстро себя исчерпает и не даст возможности узнать хоть что-то стоящее о человеке, с которым вы говорите. Также не бойтесь шутить. Но не о человеке, политике, религии и любых личных темах (здесь можно не угадать). Даже, если шутка будет неудачной, образованный человек не обратит на это внимания. Помните об этом и вы.
  5. Начинать говорить можно на любую тему, главное – не молчать. Молчание вызывает дискомфорт, заставляет испытывать неловкость и недоверие. Погода, о которой мы в этой статье уже неоднократно упоминали, может быть отличным предлогом для развития беседы: «Наконец-то сошёл снег и потеплело – можно вернуться к велосипедным прогулкам на стадионе». Всегда начинайте говорить о том, что можно в дальнейшем использовать для продолжения. И наоборот – избегайте тем, которые себя исчерпывают. 

 
Особенности small talk в разных странах
  1. «Избитая» всевозможными примерами погода является серьёзной темой для разговора в Англии, Шотландии и Ирландии; 
  2. В Англии приемлемыми темами для small talk помимо этого будут здоровье, футбол, домашние питомцы;
  3. В Испании отличными темами для разговора станут футбол, известные люди и ТВ-шоу, передачи и сериалы; 
  4. В США вопрос «как дела?» является дежурным и часто используется вместо приветствия, поэтому на него отвечают коротко и не развивают тему. Можно поговорить о семье, а можно сразу переходить к делу – в случае с американцами, гордящимися своей предприимчивостью, это норма;
  5. Но где любят поговорить о семье, так это в Италии. В этой стране высоко чтят семейные узы и спрашивать о здоровье прабабушки первой жены – обычное дело. Поэтому и вы не удивляйтесь, если вас начнут расспрашивать, на кого учатся ваши племянники;
  6. А вот где не стоит говорить о семье, так это в Шотландии. Здесь чётко разделяют личное и рабочее и смешивать это ни под каким предлогом не рекомендуют;
  7. В Германии, со свойственным этой нации педантизмом, о состоянии дел после банального «как дела?» рассуждать, в отличие от американцев, могут достаточно долго. Но не любят говорить об уровне зарплат.
  8. Австрийские немцы любят учтивость, поэтому, обращаясь к ним, всегда стоит следовать протоколу: сначала приставка «профессор», или «господин главный архитектор», а потом имя;
  9. Французы любят шутить и ценят самоиронию. Среди стандартных тем для обсуждения – еда; 
  10. Наиболее сложная ситуация со small talk в Японии. Здесь короткая беседа зачастую перерастает в big talk – японцы щепетильно относятся к людям и перед тем, как иметь с ними какие-то дела, стараются как можно больше о них узнать. Поэтому рабочая встреча может длиться несколько часов, на протяжении которых вы поговорите обо всём на свете – мировой политике, культуре и искусстве, природе и экологии. И лишь после этого, а порой и на следующий день, разговор перейдёт в русло обсуждения бизнеса.                                                                         

                                                              Автор-составитель: Сивеня Надежда - преподаватель английского языка
  • 3
  • интересно
  • VeniVidiVici
  • 30 марта 2017 14:39
Ответить автору поста
VeniVidiVici
12 постов
Последние комментарии
Olga-A
sonejka-ja
Gina
poker-face
Olga-A
Nayana
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}